Some posts contain compensated links. Please read this disclaimer for more info.

Жизнь в Хорватии сильно отличается от летнего отдыха. Несколько советов по оформлению документов, поиску дома, работы, друзей, банковскому счету, интернету, и многому другому.

Задумываетесь о переезде в Хорватию? Некоторые вещи, которые надо учитывать

Вы только что вернулись из двухнедельного путешествия по побережью Хорватии и вы влюбились. Жить в Хорватии было бы, как во сне! На что это похоже и как воплотить эту мечту в реальность?

Как британец, постоянно проживающий в Хорватии с 2003 года, я могу честно сказать, что теперь я больше не мог бы жить где-либо еще. Хорватский образ жизни, хорошо это или плохо, у меня в крови. И оказавшись там, немного как малярия, он остается там на всю жизнь. Тем не менее, жизнь в Хорватии и приезд на отдых отличаются (возможно, даже больше), как небо и земля.

Хорватия фантастически красива, ее люди гостеприимны, а образ жизни вызывает зависть у всех напряженных руководителей. НО если это такой рай, то почему Хорватия страдает от массовой эмиграции, особенно ее молодежь?

Хотя я бы рекомендовал людям приезжать и жить в Хорватии, если они хотят изменить образ жизни, они всё же должны делать это с широко открытыми глазами. Ибо это страна бюрократии, коррупции и ограниченных возможностей трудоустройства по обычным каналам. Особенно для иностранцев.

В современную эпоху нет идеального места, но плюсы намного перевешивают минусы. Я настоятельно рекомендую вам попробовать пожить в Хорватии 6 месяцев, прежде чем посвятить ей свою жизнь. Это не для всех, и как только летний пляжный загар исчезнет, реальность может быть немного суровой. Вот мои размышления после 15 лет в стране.

Регистрация по месту пребывания и виды на жительство

Ваше введение в радости хорватской бюрократии, несомненно, начнется с регистрации по месте пребывания, что вы должны сделать по закону. Зайдите в свой местный полицейский участок, заполните какие-то формуляры и войдите в систему! В «Total Zagreb» мы сделали обзор процедуры, включая и ссылку на онлайн-формуляр. То же самое происходит и в остальной части страны.

Если вы остаетесь на более длительный срок, вам потребуется вид на жительство. Вид на жительство в Хорватии — одно из самых больших осложнений в жизни. У каждого эмигранта будет своя история, и немногие из них будут простыми.

Из разговоров с другими эмигрантами, однако, кажется, что мой случай прошел очень гладко. У других были огромные проблемы, причем официальная информация варьировала от офиса к офису. Существует, также, ОГРОМНАЯ разница в видах на жительство для граждан ЕЭЗ и остальных.

По какой-то причине достаётся больше трудностей, чем кто-либо другой, когда речь идет о видах на жительство в Хорватии. Недавно TCN привел несколько примеров, в том числе того, как трудно американским пенсионерам жить в Хорватии.

Моя коллега в TCN Лорен сделала замечательный обзор видов на жительство в Хорватии. Все, что я могу сказать, есть — удачи!

Найти квартиру

Очевидно, что поиск места для проживания является первоочередной задачей. Если вас нанимает компания, то она вполне может помочь с поиском жилья. Но если вы сами по себе, это может оказаться сложной задачей, особенно если вы не говорите по-хорватски.

Вы также должны быть в курсе влияния туристического сезона на рынок аренды. Краткосрочная аренда на летний отдых держит многие семьи на плаву, и нередко бывает, что долгосрочная аренда исключает летние месяцы. Тем не менее, возможность круглогодичного дохода привлекательна, так как туристический сезон короткий.

Вот обзор того, что вам нужно знать при поиске квартиры в Хорватии.

Медицинское страхование

Если вы живете в Хорватии, у вас должно быть медицинское страхование. Как только вы зарегистрируете свое пребывание в полиции, ваша следующая остановка будет местный офис HZZO. Вот что вам нужно сделать, чтобы получить медицинскую страховку. Для получения более обширного обзора состояния здравоохранения в Хорватии ознакомьтесь с обзором состояния здравоохранения, подготовленным Total Croatia.

Проживание в Хорватии — каковы затраты?

Хотя, безусловно, верно, что Хорватия не так дешева, как раньше, однако это приятная разница цен по сравнении с, например, Великобританией. После многих лет, как я платил около 1,50 фунта стерлингов за свою пинту поздним утром на идиллической главной площади города Елса на острове Хвар, деловая поездка в Лондон в 2016 году оказалась настоящим шоком.

Но это только часть общей картины. Заработная плата в Хорватии намного ниже, чем в Великобритании. Верно и то, что многие семьи выращивают хотя бы часть своей собственной пищи. Большая часть потребностей нашей семьи – оливковое масло, вино, фрукты и овощи – привезена с семейного поля.

Реальность такова, что Хорватия очень недорогая для туристов, но становится все дороже для местных жителей. Товары, у которых в соседних странах должна быть одинаковая цена, всегда кажутся более дорогими в Хорватии, и в летний сезон наблюдается рост цен в супермаркетах.

Импортные товары, также, намного дороже, если их покупать в Хорватии. Почти во всех случаях, от покупки компьютера до покупки автомобиля, имеет финансовый смысл купить что-то в другом месте, а затем привезти это в Хорватию. Даже если это значит, что вам надо заниматься бюрократическими радостями импорта автомобиля в Хорватию.

Ищете более полный обзор цен в Хорватии, от цены на молоко до аренды квартиры?

Банковские счета, Интернет, телефоны, личный идентификационный номер (OIB)

Скучная часть жизни в Хорватии – как настроить эти ежедневные, необходимые предметы. Узнайте больше о том, как открыть банковский счет, подключить свой недавно найденный дом к Интернету, выбрать тариф мобильной связи и получить личный идентификационный номер (OIB).

Насколько легко найти работу в Хорватии?

Если бы в Хорватии было легко найти хорошо оплачиваемую работу, которая приносит удовлетворение, не так много молодых людей эмигрировало бы.

Печальная правда заключается в том, что большая часть работы носит сезонный характер и плохо оплачивается. Там, где есть работа, она обычно зарезервирована для друзей и семьи. Непотизм — это огромная часть повседневной жизни в Хорватии, и связи — это все. Это включает в себя запись на прием к врачу, сортировку удостоверения, даже билеты в театр. Хорватия действует “preko veze” (по блату).

Теперь, когда Хорватия находится в ЕС, существует свобода труда. Хотя это означает, что граждане ЕС могут свободно работать в Хорватии, конечным результатом этого оказались переезды хорватов в Германию и Ирландию, чтобы начать новую жизнь.

Зарплаты в Хорватии очень низкие по сравнению с остальной частью ЕС (около 800 евро в месяц), и это является еще одной причиной для эмиграции. Сейчас я живу в Вараждине, который находится недалеко от Австрии и Германии. Всех, от электрика до веб- разработчика, трудно найти, потому что зарплаты намного выше, немного дальше на Западе.

Если компания не привела вас в Хорватию, по моему опыту, лучший способ найти работу — это сарафанное радио. Будьте активны на форумах эмигрантов (см. ниже), общайтесь через LinkedIn и в общем делайте так, чтобы вас заметили.

Или начните свой собственный бизнес. Самозанятость в Хорватии сопряжена с целым новым слоем той прекрасной бюрократии, но если вы сможете найти свою нишу, это это может сработать.

Жизнь в Хорватии: успешный опыт эмигрантов

Итак, могут ли иностранцы преуспеть в бизнесе в Хорватии? Простой ответ — ДА!

Недавно в TCN была серия, в которой рассматривались успешные иностранцы, которые переехали в Хорватию, поскольку сотни тысяч направлялись в обратном направлении. Я был ошеломлен, увидев разнообразие опыта, а также ниши, которые люди нашли для своего хорватского рая. Если вы в поисках вдохновения – ознакомьтесь с серией статей TCN об успешных иностранных предпринимателей в Хорватии.

Цифровые кочевники и помещения для коворкинга

В последние годы наблюдается значительное увеличение числа иностранцев, которые переезжают в Хорватию. Если посмотреть на Сплит, например, десять лет назад, я мог бы назвать большинство иностранцев, живущих там постоянно.

Однако, в эти дни каждую неделю прибывают новые люди. Значительное число из них, кажется, являeтся цифровыми кочевниками. Жизнь онлайн и хорватский стиль жизни

являются очень привлекательным образом жизни (просто спросите меня – блогера, который 7 лет работал за клавиатурой, в основном в прибрежных кафе).

Еще одна причина, почему это выигрышная комбинация — она воплощает хорватскую мечту. Жить в Хорватии и зарабатывать деньги за границей – это идеально!

Поскольку Загреб, как столица, является самым большим магнитом для иностранных работников, Сплит, безусловно, конкурирует. Количество коворкингов, появившихся в последние годы, удовлетворяет этот спрос. Это проблема, которая недавно была представлена в TCN. И если вы ищете место для совместной работы в Загребе, вот 5 лучших.

Помещения для коворкинга также являются очень общественными, и хорошим местом для встреч с людьми, если вы недавно в городе.

Новая виза для цифрового кочевника в Хорватию вступила в силу с 1 января 2021 года, что дает восхитительную возможность удаленным работникам, не являющимся членами ЕС/ ЕЭЗ, приезжать и работать в Хорватии в течение 12 месяцев. И некоторые уже воспользовались этой возможностью.

Познакомьтесь с Мелиссой Пол, обладательницей первой визы цифрового кочевника в Хорватии.

И если вы хотите увидеть, насколько удивительны возможности для образа жизни с новой визой, познакомьтесь с первым официальным цифровым кочевником на острове Хвар, специалистом по маркетингу из Сан-Франциско в заметке «Американцы в Хорватии: От короткого пребывания на острове Хвар до успеха в качестве цифрового кочевника».

Хотите подать заявление на визу? Теперь вы можете сделать это онлайн.

Жизнь в Хорватии: международные школы в Хорватии

Если вы планируете жить в Хорватии с молодой семьей, то ваши возможности получения международного образования ограничены Загребом. С учетом вышесказанного, нет ничего лучше погружения детей в местную школьную систему (отлично подходит для изучения хорватского языка!), но международные школы пока ограничены столицей. Также есть международные варианты детского сада.

В феврале 2021 года было объявлено об открытии первой международной школы в Сплите.

Изучение языка: необходимо ли это?

Можете ли вы выжить в Хорватии, не изучая язык? Да. Стоит ли вам выучить хотя бы немного хорватский язык? Несомненно.

Помимо вопроса вежливости, не говорить хотя бы немного на местном языке значит, что вы упустите опыт жизни в Хорватии.

Почти все молодые люди говорят по-английски на довольно приличном уровне, и вы без проблем сможете обойтись в больших городских районах. Исключение составляют те прекрасные бюрократические кабинеты, где вы гоняетесь за своими документами. Ими часто правит старая гвардия, чей английский не так хорош. Возможно, и хорош, но они не испытывают потребности быть полезными.

Несколько слов на хорватском языке помогут местным жителям оценить ваши усилия, даже если вы не являетесь гением языка.

Узнайте больше об изучении хорватского в нашем разделе «Язык в Хорватии».

Найти друзей в Хорватии: некоторые онлайн-группы

Как познакомиться с людьми в новой стране?

Познакомиться с людьми в Хорватии очень легко. Я заметил, что это очень общительная страна с ее кофейной культурой. Но я думаю, что лучше всего это резюмирует молодая автор TCN Мира Моэн. Недавно Мира написала отличную первую статью для TCN под названием «Жизнь в Хорватии: размышления иностранного подростка, прожившего один год в Загребе». В статье дается очень хорошее введение в простоту новых знакомств с людьми.

Конечно, существует множество других ресурсов для знакомства с людьми. В Total Zagreb

находится хороший обзор для поиска групп эмигрантов и мероприятий в Интернете.

Простой поиск групп эмигрантов по городам или регионам Хорватии в Facebook даст вам несколько вариантов. Особое упоминание заслуживают официальные страницы в Facebook

«Expats meets Split» и «Expats in Zagreb», которые очень активны и гостеприимны. Там есть несколько постоянных участников, которые самоотверженно дают бесплатные советы и помогают новеньким.

3 этапа обучения для иностранца в Хорватии: любовь, ненависть и нирвана

Первые десять лет своей жизни в Хорватии я жил в идиллическом пузырьке на туристическом острове Хвар. Я не мог понять, почему местные жители все время жалуются, а многие эмигрировали. Это место было раем!

А потом я узнал настоящую Хорватию. Я бы сказал, что 80% иностранцев, если не больше, влюбляются в Хорватию и видят только красоту (в основном туристы). Около 15% работают в стране, открывают бизнес, а затем увязают в бюрократии и коррупции. Это та категория, в которой можно услышать описание Хорватии как «идеального места для 2- недельного отпуска, но ужасного места для жизни».

А еще есть те 5%, которые проходят через все это и находят Нирвану, заключают мир с Ухлебистаном и сосредотачиваются на самом лучшем, что может предложить эта страна. А этого ОЧЕНЬ МНОГО. Мне потребовалось 15 лет, чтобы добраться туда, и вы можете прочитать больше о «3 Этапах обучения для иностранца в Хорватии: Любовь, Ненависть и Нирвана».

Мне удалось сжать свой совет вновь прибывшим в Далмацию в одно предложение после 15 лет разочарования. Если люди смогут понять и принять это предложение, они сразу же обретут покой. Если они не смогут, следуют годы разочарования, как это было у меня, пока они не примут предложение:

«Не пытайтесь изменить Далмацию, но ожидайте, что Далмация изменит вас».

Негативное мышление по умолчанию в Хорватии

Как бы я ни любил хорватов, они олимпийские чемпионы, когда дело доходит до жалоб. Будучи подавленными коррумпированным руководством и ограниченными экономическими возможностями, немногие осмеливаются надеяться на лучшее каждый день.

Новые инициативы часто высмеиваются и подвергаются нападкам, не дающим им шанса. В Хорватии МНОГО положительных историй успеха, но верно говорят, что «хорват может простить вам все, что угодно, кроме успеха». В результате многие успешные люди держат свои положительные истории в тени. В результате сложилось мнение, что в повседневной жизни в Хорватии все негативно. Это вихрь негатива, который не должен быть таким. Хорошие истории нужно больше прославлять.

Введение в Могущественное государство Ухлебистан

Мне потребовалось 13 лет проживания здесь, пока я впервые не услышал слово «ухлеб» и не услышал об Ухлебистане, неоптический государстве в государстве, здесь в Хорватии. И как только я узнал больше об Ухлебистане, я гораздо лучше понял негативное мировоззрение многих моих хорватских друзей.

Вы впервые посещаете Могущественное государство Ухлебистан? Узнайте больше в

«Добро пожаловать в Ухлебистан: Иностранная оценка культа Ухлеба».

Хорватский образ жизни в сравнении с Западной Европой

Несколько лет назад в Стари Град приплыл школьный друг, которого я не видел 25 лет. Было здорово наверстать упущенное и познакомиться с его семьей. Жизнь для него была хорошей. Он был партнером в бухгалтерской фирме, у него была собственная лодка и большой дом за пределами Лондона, и, очевидно, он зарабатывал НАМНОГО больше меня.

И все же, когда он рассказал мне о своей еженедельном режиме и о поездке в Лондон в 6 утра, о расходах на проезд, ипотеку и уход за детьми, я понял, как мне повезло, что я нашел свой хорватский рай.

Хорватия очень спокойная страна, где жизнь может быть идеальной, если вы сможете защитить себя от бюрократии и коррупции. Возможно, вы не разбогатеете на ней в материальном плане, но с точки зрения качества жизни ей нет равных в Европе. Подумайте о миллиардере и рыбаке. Если вы подготовитесь к его причудам, то правильно определите свои ожидания.

Почему бы не попробовать?

Living in Croatia is a much different experience to a summer holiday. Some tips of paperwork, finding a home, job, friends, bank account, internet and more.

Thinking of moving to Croatia? Some things to consider

You have just returned from a fortnight on the Croatia coast, and you have fallen in love. Living in Croatia would be a dream! What is it like, and how to make that dream a reality?

As a Brit living in Croatia full-time since 2003, I can honestly say that now I could no longer live anywhere else. The Croatian lifestyle, for better or worse, is in my blood. And once there, a little like malaria, it is there for life. Having said that, living in Croatia and coming for a holiday are as different (perhaps more so) than chalk and cheese.

Croatia is fantastically beautiful, its people hospitable and its lifestyle the envy of all stressed executives. BUT if it was such a paradise, why is Croatia plagued with mass emigration, its youth in particular?

Although I would recommend that people come and live in Croatia if they are looking for a lifestyle change, they should do it with their eyes wide open. For this is a country of bureaucracy, corruption and limited job opportunities through conventional channels. Especially for foreigners.

Nowhere is perfect in the modern age, but the pros far outweigh the cons. I would strongly recommend you try living in Croatia for 6 months before committing your life. It is not for everyone, and once the summer beach tan fades, the reality can be a little harsh. Here are my reflections after 15 years in the country.

Registering your stay and residence permits

Your introduction to the joys of Croatian bureaucracy will undoubtedly start with registering your stay, which you must do by law. Go to your local police station, fill out some forms, and enter the system! Total Zagreb did an overview of the procedure, including a link to the online form. It is the same in the rest of the country.

If you are staying for a longer period, then you will require a residence permit. Residence permits in Croatia are one of the great complications in life. Each expat will have his own story, and few will be straightforward.

In my case, I applied for a temporary one-year residence permit each year for four years. After this (and after taking a simple Croatian language test), I received my permanent residency. This theoretically entitles me to the same rights as locals. It is renewable every ten years.

From talking to other expats, however, it seems that my case was very smooth. Others have had huge problems, with official advice varying from office to office. There is also a HUGE difference on residence permits for EEA citizens and the rest. And who knows what the situation will be after Brexit for the Brits.

For some reason, Americans seem to endure more hardships than any others when it comes to residence permits in Croatia. TCN featured several examples recently, including how hard it is for American retirees to live in Croatia.

My TCN colleague Lauren did an excellent overview of residence permits in Croatia. All I can say is… good luck!

Finding an apartment

Finding a place to stay is obviously an early priority. If you are being hired by a company, they may well help with the accommodation search. But if you are on your own, this can be a daunting task, particularly if you do not speak the language.

You should also be aware of the effect that the tourist season has on the rental market. Short-term summer holiday rentals are waht keep many families afloat, and it is not uncommon for long-term rentals to exclude the summer months. Having said that, the possibility of year-round income is attractive, as the tourist season is short.

Here is an overview of what you need to know when searching for an apartment in Croatia.

Health insurance

If you are living in Croatia, you must have health insurance. Once you have registered your stay with the police, your next stop will be to the local HZZO office. Here is what you need to do to get your health insurance. For a more comprehensive overview of health in Croatia, check out the Total Croatia health overview.

Living in Croatia – what are the costs?

While it is certainly true that Croatia is not as cheap as it used to be, it is also a pleasant change to prices in the UK, for example. After years of paying about £1.50 for my late morning pint on Jelsa’s idyllic main square on Hvar, a business trip to London came as quite a shock back in 2016.

But that is only part of the story. Wages in Croatia are much lower than the UK. It is also true that many families grow at least some of their own food. Much of our family’s needs – olive oil, wine, fruit and vegetables – came from the family field.

The reality is that Croatia is very affordable for tourists, but increasingly expensive for locals. Items which should be the same price in neighbouring countries always seem to be more expensive in Croatia, and the summer season sees a hike in supermaket prices.

Imported goods are also a lot more expensive if bought in Croatia. In almost all cases, from buying a computer to buying a car, it makes financial sense to buy something elsewhere and then bring it into Croatia. Even if that means dealing with the bureaucratic joys of importing a car into Croatia.

Looking for a more comprehensive overview of prices in Croatia, from the price of milk to apartment rental?

Bank accounts, Internet, phones and personal ID number (OIB)

The boring bit about living in Croatia – how to get those daily essentials set up. Learn more about how to open a bank account, getting your newly-found home connected to the Internet, choosing a mobile-phone package, and getting a personal ID number (OIB)

How easy is it to find a job in Croatia?

If it was easy to find a well-paid and fulfilling job in Croatia, not so many young people would be emigrating.

The sad truth is that a lot of work is seasonal and poorly paid. Where jobs do exist, they are usually reserved for friends and family. Nepotism is a huge part of daily life in Croatia, and connections are all. This includes getting a doctor’s appointment, sorting a permit, even tickets to the theatre. Croatia runs ‘preko veze’ (through connections).

Now that Croatia is in the EU, there is freedom of labour. While this means that EU citizens can freely work in Croatia, the net result has been Croats moving to Germany and Ireland to start a new life.

Salaries in Croatia are very low compared to the rest of the EU (about 800 euro a month), and this is another reason for emigration. I now live in Varazdin, which is close to Austria and Germany. Everything from an electrician to a web developer is hard to find, for the wages are so much higher a little further West.

If a company has not brought you to Croatia, the best way of finding work is through word of mouth in my experience. Get active on expat forums (see below), network through LinkedIN, and just generally get yourself out there.

Or start your own business. Being self-employed in Croatia comes with a whole new layer of that lovely bureaucracy, but if you can find your niche, it can work.

Living in Croatia: successful expat experiences

So can foreigners succeed in business in Croatia? The simple answer is YES!

TCN had a series recently looking at successful foreigners who had made the move to Croatia, as hundreds of thousands were heading in the opposite direction. I was stunned to see the diversity of experiences, as well as the niches people had found for their Croatian paradise. Looking for some inspiration – check out the TCN series of successful foreign entrepreneurs in Croatia.

Digital nomads and co-working spaces

There has been a significant increase in the number of foreigners moving to Croatia in recent years. Looking at Split, for example, ten years ago, I would be able to name most of the foreigners living there full-time.

These days, however, there are new arrivals every week. A significant number of these seem to be digital nomads. Online living and the Croatian lifestyle is a very attractive way of life (just ask this blogger after 7 years at the keyboard, mostly from waterfront cafes).

Another reason why this is a winning combination is because it fulfils the Croatian dream. Living in Croatia and earning your money abroad – perfection!

While Zagreb as the capital is the biggest magnet for foreign workers, Split is certainly competing. The number of co-working spaces which have popped up in recent years is meeting that demand. It is an issue that TCN featured recently. And if you are looking for a co-working space in Zagreb, here are 5 of the best.

Co-working spaces are also very social and a good place to meet people if you are new in town.

Living in Croatia: International schools in Croatia

If you are planning on living in Croatia and have a young family, then your international schooling options are limited to Zagreb. That having been said, there is nothing quite like immersing the kids in the local school system (great for learning Croatian!), but international schools are limited to the capital for now. There are also international kindergarten options.

Learning the language: is it necessary?

Can you survive in Croatia without learning the language? Yes. Should you learn at least some Croatian? For sure.

Apart from the issue of politeness, not speaking at least some of the local language means that you will miss out on the living in Croatia experience.

Almost all young people speak English to a pretty decent level, and you will be able to get by no problem in bigger urban areas. The exception is in those lovely bureaucratic offices as you chase your papers. These are often ruled by the old guard, whose English is not so good. Or perhaps it is, but they don’t feel the need to be helpful.

A few words of Croatian will go a long way in locals appreciating you making the effort, even if you are not a language genius.

Learn more about learning Croatia in our language in Croatia section.

Making friends in Croatia: some online groups

How to meet people in a new country?

Meeting people in Croatia is very easy. I have found it to be a very sociable country with its coffee culture. But I think it is best summarised by young TCN contributor Mira Maughan. Mira recently wrote an excellent first article for TCN called Life in Croatia: Reflections of a Foreign Teenager One Year in Zagreb. The article gives a very nice introduction to the ease of meeting people.

There are, of course, plenty of other resources for meeting people. Total Zagreb has a good overview for finding expat groups and events online.

A simple Facebook search for expat groups by city or region in Croatia will give you several options. Special mention to the Expats meets Split Facebook page, which is very active and welcoming. There are several regular contributors who selflessly give free advice and help to newcomers.

The Croatian lifestyle versus Western Europe

A few years ago, a schoolfriend I had not seen in 25 years sailed into Stari Grad. It was great to catch up and to meet his family. Life for him was good. He was a partner in an accountancy firm, had his own boat and a big house outside of London, obviously earning a LOT more than me.

And yet, as he told me of his weekly routine and the 6 am commute to London, the cost of travel, mortgage and childcare, I realised how lucky I was to have found my Croatian paradise.

Croatia is a very laid-back country, where life can be perfect if you can shield yourself from the bureaucracy and corruption. You may not get rich her in material terms, but in terms of quality of life, it has no equal in Europe. Think the billionarie and the fisherman. If you prepare yourself for its quirks and set your expectations correctly.

Why not give it a try?

Write A Comment